Генеральный директор компании Infowatch Наталья Касперская рассказала о том, как завоевать хитрый Восток и умный Запад, о господдержке и о готовности поддержать национальную ОС
О государственной поддержке российского ИТ
Мы говорим о цифровом суверенитете в России уже несколько лет. Несколько лет назад комиссия Совета Федерации во главе с Русланом Гаттаровым разработала важный документ по информационной безопасности общества. Он делался не для галочки, а для работы, и потому получился взвешенным и продуманным. Но, к сожалению, не нашел поддержки в ряде ведомств, с которыми до сих пор идет процесс согласования. Именно такая раздробленность приводит к тому, что нет единой позиции в государстве по поводу поддержки отечественных производителей.
Даже в случае с Национальной платежной системой, где, казалось бы, угрозу обозначили явно, и решение стратегическое было принято на высшем уровне государства, процесс идет неоднозначно. Поскольку есть слишком много желающих приложиться к проекту.
Замечу, что у государства было две крупных инициативы в области разработки отечественных ИТ-систем. Это Национальная суперкомьютерная платформа и Национальная программная платформа. Про суперкомьютер не скажу, не знаю, а в случае с национальной программной платформой ситуация печальная. Много было разговоров, но потом не выделили финансирования. И все застопорилось. Понятно, что заменить Windows на массовых компьютерах в ближайшей перспективе – маловероятно. С другой стороны, если рассматривать конкретные устройства, например школьный планшет, задача уже не выглядит гиперсложной.
Есть компании, которые уже сегодня могут ее реализовать. Тут уже можно вести речь не только о программной платформе. Все «железо» сейчас делается в Китае, там можно относительно дешево заказать очень хорошее устройство со своими компонентами. И поставить на него ОС Android не от Google, а свою версию этой Linux-системы, которая поддержит большинство существующих приложений. И национальные разработчики операционную систему поддержат, и мы в том числе, причем без дополнительного финансирования. У нас и так InfoWatch работает на Unix. Поддержать еще один Linux – вопрос тестирования. Либо сразу заработает, либо после незначительной доработки.
О продвижении на Запад и на Восток.
Компания InfoWatch стоит сегодня на двух «ногах». Одна «нога» у нас европейская, вторая - российско-восточная. На Восток мы идем с брэндом InfoWatch. И там российское не вызывает никаких негативных эмоций, наоборот. Я неделю провела в Арабских Эмиратах и могу с уверенностью сказать, что арабы настроены на сотрудничество. Они очень довольны тем, что в мире появился новый центр силы в виде России. Им очень нравится сидеть «между двух горбов».
Но надо отметить, что арабский мир неоднороден. Саудовцы несколько раз демонстрировали, что они не очень настроены работать с русскими, но мы все равно сделаем еще несколько попыток. А Арабские Эмираты – наоборот. Бахрейн - вообще наш любимый регион. Местный банк, подозревавший утечки, уже через неделю после внедрения нашего продукта вычислил источник и был очень доволен. Настолько, что начал рекомендовать нас всем. Теперь у нас там восемь клиентов и три контракта на подходе. Помимо арабских стран мы успешно продвигаем бренд InfoWatch в Индии, Малайзии и некоторых других странах.
На Западе у нас другая стратегия. Мы действуем через приобретенную немецкую компанию EgoSecure. Ее основатель, Сергей Шлоттхауэр - русский немец. Он уже 24 года живет в Германии. Разработка у них в Беларуси, что нам удобно, поскольку общение идет на русском языке. При этом весь свой бизнес EgoSecure на момент приобретения вела в Германии. И была прибыльной фирмой, что необычно для структуры, развивавшейся с нуля, силами основателей, то есть без привлечения сторонних инвестиций.
На момент покупки EgoSecure был налицо конфликт акционеров – самое выгодное время для подобных сделок. Я выкупила 100%, а потом Сергею и техническому директору отдала каждому по пакету обратно. Можно сказать - подарила. Зачем? Потому, что я - очень щедрая женщина. А если серьезно, то в силу того, что я - прагматичный человек. И хорошо понимаю, что успешность бизнеса кроется в правильных людях. Особенно – успешность бизнеса технологического. При поглощении всегда есть два варианта – нанять чудовищно дорого человека, с риском, что он в итоге со своей работой не справится, либо оставить у руля основателя, которому необходимо оставить стимул. Когда ты покупаешь компанию, стимул у основателя резко падает. Когда ты возвращаешь ему пакет, он, во-первых, чувствует себя в долгу, потому, что это - серьезный подарок. А во-вторых, снова чувствует, что это – его компания, которую можно продолжать растить.
Покупая Egosecure, мы изначально планировали сделать эту компанию международной. Для этого решили провести ребрендинг германской компании. В прошлом году к германским продажам добавились российские, и уже появились партнеры в Бразилии, Мексике, Испании, Португалии, Греции, Колумбии, Италии и Франции. К счастью для EgoSecure, их продукт не настолько сложен в настройке как DLP от InfoWatch (DLP, Data Leakage Prevention – системы защиты от утечек предприятия. Рынок, на котором работает компания InfoWatch). Последнее решение можно распространять либо через компетентного интегратора, либо самому. А для продвижения решений EgoSecure достаточно дистрибьюторов.