Кстати, практические программы востребованы не только этим вузом, но и большинством региональных университетов. Поскольку производители западных ИТ-решений полностью свернули свои образовательные программы в высших учебных заведениях нашей страны. А отечественные вендоры сильно заняты доработкой своих решений под внезапно выросшие требования российских заказчиков и им сейчас не до образования. Бедные вузы, таким образом, остались без практики.
Поэтому Минцифры России даже вынужденно открыло программу «принуждения ИТ-компаний к образованию» (так эту инициативу между собой называют разработчики ПО). В сентябре Минцифры запустило пилотный проект, в который заявилась и наша компания. Мы стали объезжать крупные технические вузы страны на предмет создания там совместных программ. Набрали 9 потенциальных кандидатов, но тут Минцифры снизило требования по программе.
Тем не менее, деятельность свою мы сокращать не стали. Помимо предписаний Минцифры студентам вузов действительно нужны практические программы по образованию. И кто же их будет делать, если не мы?
Чтобы вы понимали – наша практическая программа выглядит, как набор заданий для студентов, сформулированных на основе реальных инцидентов информационной безопасности, с которыми мы сталкивались на практике. Находить решения этих инцидентов надо при помощи программных комплексов InfoWatch. Программа рассчитана примерно на семестр, после чего студенты решают финальные тестовые задачи и, при условии их успеха, получают сертификат инженера InfoWatch. Сертификат государственного образца, так как Академия InfoWatch имеет государственную образовательную лицензию.
Данный вид обучения нисколько не претендует на всеобщность, однако дает студентам, во-первых, возможность получить ещё один сертификат к окончанию обучения (чем больше таких сертификатов, тем выше ценность выпускника на рынке труда). Во-вторых, это всё-таки не просто теория информационной безопасности в унылой парадигме «конфиденциальность-целостность-доступность», а, прежде всего, практические навыки, которые могут пригодиться выпускнику в работе.
Основу же обучения в технических дисциплинах, на мой взгляд, должны составлять высшая математика, логика, теория алгоритмов, а вовсе не «новейшие технологии», как почему-то думают некоторые чиновники от образования. Потому что к моменту окончания вуза «новейшая» технология устареет, а людей, не умеющих думать, заменит искусственный интеллект.
Отрадно, кстати, что Михаил Михайлович Котюков (бывший министр науки и высшего образования РФ) придерживается того же мнения. Это мы выяснили на личной встрече вчера вечером. Значит, есть надежда, что хотя бы в Красноярском крае останутся специалисты, способные разобраться «как эта штука работает» и написать что-то талантливое. Свое.