Культуру достоинства противопоставили культуре полезности. Позаимствовав у Виктора Франкла понятие о «культуре достоинства», которую он воспринимал как присущую людям пожилого возраста, в силу ценности, которую они создали за время своей жизни. Сегодня ребёнку внушается, что достоинство ему присуще изначально. И не надо для этого ничего социально полезного делать в жизни. И растут новые поколения, лелея своё бесполезное достоинство. А ведь культура – это иерархия долженствований и ограничений. Когда нет культурного запрета, человек, не сложившийся как личность, идёт на поводу у своего природного порыва. На столкновении культурного запрета, впитанного с детства, и атакующего этот запрет природного порыва рождается нравственность. Осознание подобных столкновений рождает личность.
Да, во все века образование было идеологизировано. Изначально оно было в руках церкви. Ещё недавно, в СССР, образование было связано с коммунистическим воспитанием. Сегодня оно безыдейно. Оно стало услугой. Виктор Франкл писал, как лет сорок назад руководство Калифорнийского университета в Беркли предоставило студентам больше свобод. Сразу выросла преступность, упала успеваемость, возросло число пациентов у психиатров. Ужаснувшись, ректорат вернул жёсткие нормы. Студенты вновь стали бороться за свои права. И стали лучше учиться. Снизилась преступность и количество обращений к психиатрам тоже. Человеку развивающемуся нужен культурный запрет (что такое хорошо, и что такое плохо), чтобы, сталкивая с ним свой природный порыв, он рос как личность, выстраивая свою иерархию мотивов.
Герман Игоревич Марасанов. "Когда дети стали королями или праздник непослушания (к вопросу об образовании)"