Эту историю рассказала мне Марина Нарынянц, которая открыла наш ларец своей "Игрой на двойки". Рассказ мне так понравился, что я придал ему некую художественность, ничего, однако, не переврав. Владимир Липка, ведущий рубрики "Педагогический ларец".
Это был детский палаточный лагерь где-то в Подмосковье под Истрой. В тот год Марина была вожатой отряда «Пластинку заело». Отряд уверенно шел к победе, но сегодня всё пошло наперекосяк и вот они стоят на вечерней линейке, а директор разносит их в пух и прах. Видно было, что боевой дух ребят подорван, они демотивированы. Завтра будут мусолить неудачи, а на носу конец смены. Если дети уедут домой с таким настроем, это потом годами будет отдаваться болезненными воспоминаниями о неудаче.
Марина слушала директора и чувствовала как опускаются руки. Филонили бы — не обидно было бы. Но нет же — старались изо всех сил. Зачем так напрягались? Лучше бы разрешила ребятам поиграть в смартфоны. Сама бы рилсики в Инсте полистала... Зачем так грубо?... Оладушки, мать их... За обедом давали оладушки со сгущенкой и весь лагерь как стадо обезумевших бизонов ломанулся за добавкой. Никакой дисциплины, хаос. Директор аж побагровел, когда увидел. «Вон из столовой!!!», — яростное рычание до сих пор в ушах звенит... А сейчас еще и это... «Первый отряд, вы же самые старшие, самые опытные. Что же вы такое гэ делаете?». Других слов нельзя было подобрать? Теперь ничего и не сделаешь... Да и вообще — бьешься тут как рыба об лед, зачем всё это. Тоже мне макаренка в юбке нашлась. Брошу всю эту ерунду, пойду в бухгалтеры, буду в офисе галочки ставить. Да и не могу я ничего сделать... Ничего, переживут, взрослеть пора. Мир он такой.
Марина устало смотрела под ноги. Взгляд уперся в асфальт — унылый, пыльный, безнадежный. Выхода нет. Сил нет. Смысла нет. Вот муравей тащит какую-то дрянь, какой смысл? Сдохнет же через неделю, а всё суетится. Тащит, бедолага, напрягается... Муравей подошел к широкой трещине в асфальте и пытался понять, куда дальше. Из трещины торчал какой-то убогий пук травы. «Места лучше не нашла», — зло подумала Марина, но что-то в мыслях шевельнулось... «Хм... Так она же не выбирает... Куда семена упали — там и старается... И гляди-ка, получается», — в голове вожатой что-то щелкнуло. Спокойная уверенность выдавила из души уныние. Стало стыдно. Макаренко с беспризорниками работал, там малолетние бандиты через одного были. А у меня чудесные ребята. Надо найти способ вдохновить их... Но как?
***
Перед сном отряд собирался на «Свечку» — ребята делились прожитым, передавая из рук в руки горящую свечу. Марина чувствовала, что сегодня «свечка» превратилась бы в поминальную. Но у Марины уже был план. Она бросила своим: «Через полчаса на отрядном месте» и помчалась электровеником по лагерю.
Выпрашивалось все что могло светиться. В итоге нашлось много налобных фонариков, целая пачка маленьких «чайных» свечек, какие-то декоративные фонарики, электрогирлянда на батарейках. Даже настоящая керосиновая лампа нашлась у запасливого завхоза. Бодрой рысью Марина отволокла всё на футбольное поле, расположенное поодаль от лагеря, расставила всех своих светляков в центре поля, кинула несколько «пенок» и побежала за своими.
Все были уже в сборе. Двенадцать подавленных, молчаливых человеков. Марина попросила всех взяться по цепочке за руки, закрыть глаза и идти за ней.
— Ребята, главное — тихо! Ступаем как индейцы на охоте!, — шепотом попросила Марина и они пошли.
Они вышли из под крон высоких деревьев и вышли на открытое пространство футбольного поля.
— Стойте... Не открывайте глаз, слушайте..., — все так же шепотом сказала Марина, когда они вышли в центр.
Совсем стемнело. Лес окутал их ночными звуками — еле слышно шелестела листва, сверчки заполняли пространство своим нестройным хором, мерно ухала какая-то ночная птица...
— Открывайте, — прошептала Марина и все открыли глаза.
Вокруг них рукотворные светлячки превратили пятачок поля в уютное гнездо. А над ними огромным куполом раскрылось звездное небо.
Потом они лежали глядя в небо, молчали, о чем-то неспешно говорили... Все их невзгоды превратились в опыт, все завтрашние задачи стали интересными и посильными, а этот вечер... Этот волшебный вечер проник в них, стал их частью и памятью о том, как близко порой от минуса проходит плюс, как важно не забывать об этом и не опускать руки.
К концу смены они стали победителями.
***
Марина Нарынянц,
учитель русского языка и литературы
https://t.me/marvar2