Почему мы с вами решили, что Творчество — это не Работа? Только в этом месте предлагаю не путать Творчество с «креативом» на пуфике с трубочкой от смузи в зубах.
Главные слова системы Станиславского — это муштра и дисциплина. Сначала муштра и дисциплина, а потом импровизация. Константин Аркадьевич Райкин рассказывает, что все его лучшие актерские работы — это результат невероятного преодоления себя и тяжелейшей работы над собой. Рахманинов КАЖДЫЙ день работал за инструментом по 3-5 часов. Всю свою жизнь!
Иринины спектакли (прим. жена Сергея Иванова) — это адский труд, на который я, например, вообще не способен. Просто трудиться так не умею.
Так что есть у меня большое сомнение, что в режиме ничегонеделания случится творческий прорыв. Скорее уж максимум тот самый «креатив»…
Одно из первых открытий, с которым нас познакомили наши академики из первого научно-технического совета по биотеху, — это необходимость различать уровни сложности научной задачи.
1. Ремесло.
Понятно, что делать, как делать. Нужно время и компетентные научные сотрудники. В таких задачах делаем календарный-план график (КПГ), обеспечиваем необходимым и требуем сроки.
(Например, повторить существующий фермент)2. Творчество.
Это следующий уровень сложности. Здесь уже одними ресурсами и компетенциями не обойтись. Здесь нужен талант, а таланту этому нужно создать условия. И терпеливо ждать, потому что КПГ в этом случае будет только ориентиром.
(Например, создать штамм продуцент для производства сладких белков)3. Критическое творчество.
А это задача высшей степени сложности. Здесь уже одного таланта мало. Здесь задача должна быть достойна удачи или помощи Неба. Здесь нужно будет и коллектив талантов собрать, и они сами должны быть достойны этой задачи. И на этом уровне КПГ — это вообще не дорожная карта, а скорее направление движения.