Роман Торгашин из радио Вера спросил, что я из этого интервью на свой счёт принял.
В меня два имени попало.
Там патриарх напоминает историю купца Петра Капырина.
Он договорился с покупателем, получил даже залог, но сделка была заключена лишь на словах. А потом выяснилось, что именно в этом месте, в Малоярославце, должна пройти железная дорога и стоимость земли выросла в несколько раз. Несмотря на более выгодные предложения, Капырин не отказался от своего слова, дорожа честью и деловой репутацией.
По нынешним деловым практикам случай из ряда вон. А ведь это наш культурный код. Держать данное слово. Русское купеческое слово «высеченное в камне».
А второе имя — это Иосиф Волоцкий.
Одна из сложных развилок в истории нашей Церкви — спор стяжателей и нестяжателей.
Результат того спора известен. Мы с вами иосифляне (то есть стяжатели) по форме, которые, правда, давно забыли, что такое быть иосифлянами по жизни.
Иосиф Волоцкий в отличии от Нила Сорского, которому ближе был путь уединенной молитвы, предлагал Церкви активное социальное служение. Церковь, которая не уходит из мира, а пропускает этот мир через себя.
Созидательный предприниматель - это человек, который способен для начала, способен создать, созидать себя и свою семью, воспринимает бизнес как пользу, который находит место в жизни людей экономически эффективным способом, ставит человека и коллектив в центр своей бизнес-модели, имеет свободу и возможности инвестировать в неоднозначные с точки зрения окупаемости проекты и разумно и рационально строит личное потребление.
Но православный бизнес или неправославный бизнес можно оценить, только посмотрев на то, как внутри этого бизнеса эти самые деньги зарабатываются. Если внутри этого бизнеса системы мотивации, поощряют жадность и тщеславие, если внутри этого бизнеса лидерами называют и соответственно поощряют движение по карьерной лестнице таких руководителей, если внутри этого бизнеса вообще не обращают внимание на такое. А что такое система мотивации? Вы просто все вокруг денег, например, делаете, это же самое простое и самое эффективное, вы просто платите копейку. Заработал больше, вот тебе доля, вот просто заработал, вот тебе доля. Красных линий не прочерчиваете, о методе достижения цели не договариваетесь, все, вот вы как человек уничтожаете. И идею я предложил, что этот бизнес нельзя называть православным. Владеет им православный бизнесмен, но бизнес неправославный. Там человека уничтожают. Бизнес, который человека уничтожает, тот, который сеет соблазн, а пороки взращивает, его нельзя называть христианским.
Ищите прежде, что такое смысл нашей жизни, что мы делаем. Ищите прежде Царствие Божие, правда его, а все остальное приложится вам, и где это Царствие Божье искать тоже сказано, внутри человека.
Знаете, есть такой писатель Никон Воробьев. У него в книжке какой-то лет, наверное, пятнадцать назад прочитал, и в меня попало, что он пишет просто духовному чаду. Она жалуется, она стала ходить в церковь, домашние ее стали жаловаться, что тебе церковь больше нужна, чем мы. А он ей пишет: «Ты погоди, ты вот один шаг делай в церковь, два-то шага делай в сторону ближних, вот туда разворачивайся». И получается, что если мы говорим про бизнес, то эти евангелиевские посылы можно по-другому как-то переформулировать. Ищите прежде что-то доброе другим людям делать – сотрудникам, клиентам как-то послужить, и все остальное это вот как раз-таки деньги, это прибыль, это устойчивость вашего бизнеса. Она приложится.
Православный бизнесмен - это тот человек, который зарабатывает деньги добрым делом, занимается добрым делом, зарабатывает деньги, что-то полезное обществу делает, именно социально полезное, и он эти деньги тратит на доброе дело тоже, вот он зарабатываемое свое, помогает одним другим. Вот что-то в общем, не роскошествует. Есть что-то, вот заработал и в какое-то служение себя посвящаешь. Это православный бизнесмен и это православный человек.