Поделиться

Русская деревня

Подробно
Кратко
ЭФКО
Иванов Сергей

Деревня как образ идеальной социальной системы

Деревня - место, где на практике работает солидарная модель

Для деревенского жителя существовали железобетонные факторы, которые формировали нормальность и ненормальность в социальных отношениях. Если на поминки в нашей Иннокентьевке пришло меньше 40 человек, то все понимали — это страшно.Поэтому 80 летний дед Степан, уже несколько лет не выходящий за ограду, на похороны односельчанина ковыляет на другой конец деревни, потому что «не дай Бог к нему самому никто не придет».

Механизмы взаимозависимости в такой деревне были реализованы в самых разных моделях отношений. Нужно построить дом. Человек скопил денег, заготовил лес.

Одному с этим домом можно и год возиться, но собираются соседи и за два дня ставят сруб. Но если тебя самого позвали, все откладываешь и идешь помогать, потому что завтра тебе будет нужна помощь и опять придется обращаться к соседям односельчанам.

Но одновременно с этим, в деревенской общине существовал и жесточайший отбор и система санкций для тех, кто нарушает неписаные социальные нормы. Причем санкции эти проявляются на эмоциональном уровне и касаются не ума, но сердца в первую очередь. Человеку, нарушающему социальные нормы, сразу дают понять, что он чужой. Его не отторгают. С ним общаются. Он остается частью общины. Но при этом такой человек остается изгоем в обществе.

ЭФКО
Иванов Сергей

Власть в деревне

"Выборность власти была эффективным механизмом сдерживания выбранного от неадекватного поведения"

Деревенская община о которой хранила строгую внутреннюю иерархию на бессознательном уровне. Последнее слово в обсуждениях всегда оставалось за тем, кто более опытный, более мудрый и знающий. Для решения общих вопросов выбирался староста и выборность власти была эффективным механизмом сдерживания выбранного от неадекватного поведения.

Если староста не переизберется, он останется жить в общине. И если власть такого человека «портит», то лишившись ее он автоматически превращается в изгоя. Так был реализован механизм удерживания человека, наделенного властью, от искушений. Твои дети здесь живут. Сам по одним и тем же улицам ходишь. И в такой системе отношений не нужен ни полиграф, ни рентген, все все видят и чувствуют.  

Люди практически не ошибались в своем выборе. Они точно знали, кого выберут. Но знали не умом, а «сердцем» чувствовали. И избави Бог о чем-нибудь их спросить и попросить что-то объяснить.

ЭФКО
Иванов Сергей

Русская деревня и наши корни

"Русская деревня. Как там жили люди друг с другом ? Как принимали решения? Как общались? Что это такое «русская крестьянская община»?"

Иванов предполагает, что ответ на внутренние вопросы человек должен искать в деревенском прошлом:

Если бессознательного нашего общества на 75% - это эмпатично-общинное начало ("Россия-Коллективная" по Аузану), то для того, чтобы нам себя понять осознать, может быть стоит вспомнить наши деревенские корни?

Русская деревня. Как там жили люди друг с другом ? Как принимали решения? Как общались? Что это такое «русская крестьянская община»?

Как считаете, имеет смысл туда копнуть?

ЭФКО
Иванов Сергей

Как деревенский человек достигает "когнитивного баланса" в принятии решения

На примере свадьбы, похорон и драки

Иванов пишет о том, как деревенский человек воспринимает приглашения на события, противоположные по эмоциям - свадьбу и похороны - и находит внутреннее равновесие, "когнитивный баланс".

Положа руку на сердце, приглашение на свадьбу вряд ли включает негативные эмоции. Это всегда радость, гуляния и эгегей. Есть, конечно, пьяные недоразумения, но как правило, человеку несложно себя уговорить, почему надо на свадьбу пойти, а не «уехать по делам».

Первое желание нормального человека, получившего приглашение на похороны, — найти уважительную причину не идти. Потому что эмпатичному человеку нет сил чужую боль видеть. В результате разговора с собой деревенский житель сам себе легко и быстро объясняет, что не пойти нельзя. И возвращает себя в то самое равновесие.

То есть в отличие от свадьбы, с похоронами равновесие — это уже результат сложного разговора с собой, когда человек рационализирует будущую боль, которую он должен будет прочувствовать. 

 

ЭФКО
Иванов Сергей

Тёмная сторона русской деревни

А есть ли она?

Сергей Иванов предлагает читателям вместе подумать о тёмной стороне русской общины. В качестве материала для размышления предлагает строки Ф.М. Достоевского.

ЭФКО
Иванов Сергей

Что могут, а чего не могут простить в деревне?

"Любая маска там мгновенно считывается и тут же делает тебя изгоем."

В деревне тебе могут простить многое. 

Ты можешь быть простофилей глуповатым и не самым сообразительным. Над тобой будут подшучивать и посмеиваться.

Можешь быть истеричным самодуром. И даже в драки лезть из-за своего характера. Тебе будут прощать. Ну, обходить лишний раз стороной от греха подальше.

Ты можешь даже в чужую жену влюбиться. Стать посмешищем. Тебе могут за это ноги переломать. Подворье твое кличкой обидной наградят и потомкам долго припоминать будут. Но все равно останешься своим. Потому что искренне. И с открытой душой. А баба… Ну, с кем не бывает.

Чего тебе никогда не простят в таком обществе – это двойного дна. Любая маска там мгновенно считывается и тут же делает тебя изгоем.

Подробнее:  Маски
Семейные отношения

Русская деревня

Две России: Россия индивидуальная и Россия коллективная

Дети

Как в ЭФКО пришли к необходимости ведения соцсетей

МНОГОМЕРНЫЕ

Про русское авось

Редколлегия проекта

Про подмену целей

Отношение к родине

Семья – это центр нашей культуры

Топ-3 самых полезных привычек (подкаст с Дмитрием Алексеевым)

Проекты

Соцсети для бизнеса

Полезные привычки

Зачем нам все эти соцсети?

В будущее через "историю"
Битва срочного с важным

2001-2005

3 уровня сложности научной задачи

Привычка заботиться о бактериях в своем кишечнике

Конфликтность - основа существования успешной команды

В будущее из настоящего или из настоящего в будущее?

Заводы, фабрики и предприятия

Уроки истории

Движущая сила мысли

Как помирить две России?

Родня

Родители

Какого человека считать "большим"?

Общественная лаборатория будущего еды и здоровья

Что считать ошибкой?

Беговые "эфкочеленджи"

Рационалы, мопсики, дельфины

Про человеческий мозг

Цикл лекций «Секреты русской литературы»

ЭФКО - крупнейший производитель продуктов питания

Ютуб канал ЭФКО

Тотальный диктант

О важности HR, PR и GR

К труду приобщали с малых лет, а вот первые деньги заработал только в 14

Комитет по допуску к рискам

Найм сотрудников

Семья

Доверие


Как найти (сформировать) образ будущего:

Корпоративная культура как драйвер конкурентоспособности

Образ будущего

Солидерство

Нужно понимать, кто у тебя работает

Критерии отбора сотрудников


Работа: ЭФКО

Долгосрочное планирование

О рабочем пространстве

Что неприемлемо в ЭФКО?

Строить лидерство вокруг идей и смыслов

Анализ и визионерство

Мечта. Видение будущего у нас называется «Образ мечты»

Обновлено 17.05.2024

Вера


В ЭФКО ни у кого нет контрольного пакета акций

"Переосмысливая капитализм" - выступление в Руанде

Новые направления

Старшее поколение

1990

Исполнительный директор 

ГК «ЭФКО»

Сергей
Иванов

Жена Ирина

Бег как лекарство для мозга

Православный бизнес

Бег

Производство растительного мяса

Стратегия

Тема партнерства

Про эконом НГУ начал мечтать еще со своего 7-го класса

1997-2000

О роли КВН в жизни


Рецепты

Как найти свое место

Кого считать умным

Критичность восприятия

Об Африке

Космизм, старики, иванушки и  пр.

Свобода

Интересные люди

Лицемерие

Шансов сохранить такой завод в самом центре города не было никаких

см. также (принципы построения организации)

В клеточное мясо мы не стали ввязываться по этической причине

Рекомендации

Производство сладких белков

Соборность и 6 условий формирования собора.

2010-2014

О себе. Рефлексия.

Про воровство в компании

Холодные и тёплые

Привычка планировать

1992

Препятствия при формировании

За будущее всегда отвечает именно важное. Оно его в итоге и формирует.

См. также...

Производство клеточного мяса
ЭФКО: «Апельсин» или 6 критериев оценки стратегии

Таманская миля

Творчество

Лояльность в нашей компании - запрещенное слово

Природа власти у нас - не деньги, а компетенции.

Драйверы развития компании

Я искренне собирался из Солпро на пенсию уходить

Приобретение знаний

О человеке

2024

1976

Качества настоящего лидера

Методы достижения образа будущего

Важность языка


...исключительно «зелёные» и «устойчивые» деньги. Хотя тогда и слов таких никто не знал в нашем лесхозе

2005-2010

Мечтать
Почему эмоции - главный ресурс бизнеса?

Сон

Кандидаты в долину смерти
Долина смерти стартапов

2019

Воспитание лидеров: реальные задачи и базовые понятия

Вехи

Бизнес будущего

2018

1998

Театр

Образ будущего России 2040 

Книги

Что делает человека человеком

Здоровый образ жизни


Шпаргалка для решения любых проблем

Благодарность

Лень

Мотивация сотрудников

Глобальные вызовы индустрии: голод, экология и здоровье

Нагорная проповедь в Коста-Рике

Какая польза от тестов в ЭФКО

О начале работы в ЭФКО

Как угробить стартап?

Спектакли

Увлечения
ЭФКО: Мы поместили себя в кризис 4 года назад (Валерий Кустов)

Знакомство с женой

Мечта - как полезная привычка

Скрытый голод

Родился 11 июня 1976 года

Я гендир Солпро. Все вокруг валится. Почва уходит из-под ног.

Новосибирский жировой комбинат: 25, и сразу генеральный директор

Наука

Пролив Ответственности

пролив Канувшего

Как удается соблюдать (баланс работы и личной жизни)

o. Бес.Баланса

Русский человек какой он?

Эмпатия

Наставничество

Что мешает человеку развиваться


2023

Заметки истероида

Создание семьи

Человек как ценность

Кто работает в ЭФКО

Если вы делите жизнь на работу и неработу, то теряете либо одно, либо другое

В ЭФКО мы зовем их: эмпатично-общинная и рационально-достиженческая

Даурия: Благодарен судьбе за то, что этот космический опыт случился в моей жизни

Что для ЭФКО означает "устойчивое развитие"

Сергей Иванов, ЭФКО

Акционерство в ЭФКО

100%