Продолжим поколенческую тему. Только временной ряд чуть увеличим. Заодно и замерим, сколько среди моих читателей пессимистов, а сколько оптимистов.
…
Местечко N в уездном городе (неважно каком) славилось своими гончарами. Пару тысяч лет гончары эти из поколения в поколения делали керамическую посуду высочайшего класса и обеспечивали ею всю округу.
Они знали, в каком овраге взять глину. Из какой речки подвести воду. Откуда песок. С каких деревьев зола лучше выходит.
Работали, работали. В одном месте глина заканчивалась — переходили по оврагу в другое. Бывало, менялся состав глины, но температурой, пропорциями выравнивали, и всегда получалась качественная посуда.
В один момент наши гончары вдруг осознали, что всю нормальную глину выбрали под остаток, а та, что есть, — вроде бы на глину похожа, но совсем не та. Что не слепят — все рассыпается. Они и температурой играют. И воды меньше. И пропорциями экспериментируют. Ничего.
Наступает кризис. Причем кризис этот естественный. Он говорит о том, что сама природа жизни, само мироустройство говорит гончарам, что мыслить категориями «полведра с этого оврага, тут подсыпать, там перемешать» — уже не получается. Этих определений недостаточно!
Сама жизнь говорит гончарам: «Становитесь химиками!» Изучайте, что такое кальций, кремний, магний, что такое H2О. И уже с новыми знаниями возвращайтесь к старому делу.
Наша страна, как и многие из бывшего СССР, долгое время черпала человеческий капитал, который был сформирован в 41-45 годы. В советское время черпала очень активно, но даже на 30 лет капитализма хватало.
Руководители крепкие — все это продукты советской системы. Они, конечно, не воевали, но были детьми/внуками прошедших войну. Или успели поработать с теми, кто через 41-45 годы прошёл. Чему-то подражали. Чему-то у них учились… Прошедшие и видевшие войну были как закваска для будущих поколений и оказывали на них влияние (на кого-то большее, на кого-то меньшее).
Но здравствуй, постмодерн, и как в истории с гончарами — глина закончилась. Черпать неоткуда. Что нужно делать современным лидерам? Верно. Нужно становиться «химиками»!
«Гончары» здесь — это педагоги, руководители и HRы. А «химия» — это знания о природе человека и человеческих отношений.
В той системе определений, которая была еще вчера, уже ничего не решить. Те слова, которые мы использовали при оценке, рекрутинге, развитии людей, сегодня уже не работают.
Все эти «профессионализм», «ответственность», «способность работать в команде», «нацеленность на результат», «креативность» и прочие «софтскилы».
Пустые и ни о чем. Слова произносим как заклинания, а горшки не получаются.
При этом, похоже, современную «глину» уже не получится просто просеять и выбрать лучшее. Придётся её где-то кислотой обработать. Где-то перекисью водорода. Чтобы такую же чашку как и раньше можно было бы смастерить. А может и лучше, чем раньше. Если знаний новых будет достаточно, то почему бы и нет. Химики, они явно искуснее гончаров.
А теперь выношу суждение на ваш беспощадный суд.
Если ничего не менять в работе с людьми, то нет у нас будущего. Я сейчас про бизнес, который конкурирует на глобальных рынках. Видно же, что методами последних 30 лет получаются либо проходимцы-нахлобучники, либо герои-балаболы.
Созидатели, способные творить в гармонии с Небом, если и появляются, то вопреки. А значит, надо что-то менять. Причем срочно. Что именно? Предлагаю начать с системы определений. Как можно по-другому говорить о человеке? Как формулировать критерии его предрасположенности и готовности к созидательной деятельности?
Или у автора текста случилось помутнение и все на самом деле ровно наоборот?