На прошлой неделе в институте Общественного здоровья им. Семашко случился интересный мозговой штурм. Это наши посиделки «узким кругом», чтобы обсудить наработки Архипелага на Сахалине разрослись до масштаба стратсессии. Впервые модерировал мероприятия с тремя академиками и член-корром, двумя институтами про здоровье и питание, да под патронажем Администрации Президента. Интересный опыт.
Заметки на полях…
✔️ Средняя продолжительность жизни у нас в стране — 73,4 года (в 1989м было 67 лет). Но если смотреть по регионам, то разница между лидерами и отстающими уже 14 лет (20%). В Дагестане, Москве и Ингушетии — 79 лет, а в Забайкалье, Тыве и Чукотке — 67.
✔️ Детское ожирение у нас выросло в 6 раз за 20 лет.
✔️ В разговоре про биоэкономику и биотехнологии сильно не хватает определений. Что такое биоэкономика (как модель, описывающая всех участников — от фундаментальной науки до областей применения)? И что такое биотехнологии внутри этой самой биоэкономики?
✔️ Самый острый вопрос — этика. У нас нет национального биотического императива и мы рискуем регуляторно застрять в научных разработках. Позиция ученых — нельзя сдерживать науку (пусть экспериментируют с геномом, как им вздумается), но нужно жестко ограничивать и регулировать применение.
Закончили неожиданно тем, на что мы вышли летом и на Сахалине.
Нам всем не хватает мечты — позитивного образа будущего отечественного биотеха, который мы могли бы предложить и молодым талантам и простому человеку, кто остановился в магазине, читая этикетку. У нас пока хорошо получается пугать разными угрозами, но не очень — со светлым и позитивным образом того самого будущего.
Договорились, что на Базе института сделаем неформальную аналитическую группу, где можно было бы все эти вопросы разбирать, разные точки зрения сопоставлять и по возможности приходить к единому пониманию. Где еще об этом говорить, если не в институте общественного здоровья, правда же? А начнем с уточнения определений и попробуем зайти на ту самую биотехнологическую мечту.