Прелюбопытнейшее явление в таком обществе – чужой. Или изгой. Вообще мало на что похожее и в человека городского почти невместимое.
В деревне человеку, нарушающему социальные нормы, в явной форме никто не будет демонстрировать негативного отношения. Ну только если это нервный срыв. Никто «земляным червяком» не назовет. Все внешне будет предельно корректно. Но на скамейку присесть не дадут. Табуреточку молча поставят рядом. И сразу без слов всем все ясно.
Современному человеку, не имеющему опыта жизни в такой среде, практически невозможно представить, как эти люди воспринимают эмпатичные и формальные отношения. Какой объем информации не виден глазу и насколько он значим.
Слово «Вань» через интонацию может нести диапазон от абсолютного протеста до абсолютного растворения в восприятии человека. Из этой интонации «считывается», кто он тебе, насколько ты ему близок и эмоционально значим, насколько на него можно положиться. А если к интонации добавить мимику, пластику, другие органы чувств, то человеку не нужно ни рентгена, ни полиграфа, чтобы понимать другого. На бессознательном уровне эмпатичный чувствует другого человека и его отношение к себе.
В таком обществе любая невыраженность сердечности и эмоционального тепла сразу бьет по нервам, а даже простая нейтральность эмоционального состояния равносильна мукам от невыносимой физической боли. Эмпатичному человеку оказаться приглашенным за столом вне таких отношений настолько невыносимо, что ему легче на стуле с гвоздями по 10 см оказаться.
Мораль и этика в эмпатичном обществе определяется только сердечностью отношений. Когда сердце желает добра другому человеку. Поэтому любое отступление от норм получает жесточайшую в системе координат эмпатичного человека санкцию – он сразу чувствует, что стал изгоем. И в его мире не придумать страшнее санкции и наказания.
Причем все это работает на бессознательном уровне. Объяснить вам это никто не сможет и даже не пытайтесь. Именно через такие невидимые механизмы и реализована регуляторика поддержания «нормальности» в эмпатичном обществе. Там не нужны законы и судьи. Община сама регулирует, наказывает и воспитывает. Причем человеку не эмпатичному механизмы этой «регуляторики» даже «увидеть» невозможно.
В конструировании социальных систем (что страны, что компании) критически необходимо создавать специализированные институты, которые должны обеспечивать условие – «главное не величина санкций, а их неотвратимость». Но в русской общине эта неотвратимость была реализована вообще без институтов, а на бессознательном эмоциональном уровне. И самое главное, санкции не касались ума, а поэтому были еще больнее и эффективнее.
В такой системе любая неискренность, любая маска, любая хитровыделанность проявлялись максимально быстро. Если человек притворяется и соблюдает нормы не от сердца, а просто «изображает» – это быстро вскрывается. И что происходит? Человек становится изгоем. А быть изгоем в общине просто опасно, потому что одиночке намного труднее выживать.
Поэтому чтобы не стать изгоем, каждый член такой системы волей-неволей учился и подстраиваться, и не лицемерить, и руку помощи протягивать, когда просят.
В городе уже не так. Переезжая в город, община постепенно атомизировалась и разбредалась по своим углам. НО! Если вдруг на городской улице появляется человек, который внутри городской среды ведет себя «по-деревенски». И например начинает просто так раздавать часть свеженины соседям, часть стряпни, часть солений варений. Потому что не может не поделиться. Сердце требует. Потому что «да не по-людски же». Сначала на такого человека все смотрят как на чудика, а года через 3 года вся эта улица постепенно меняется и начинает делать так же. То есть жить общиной. Настолько в нас глубоко это зашито.
Вопрос!
А вы способны себя почувствовать изгоем? Это для вас муки или умеете не замечать?