«Что за ерунда, как поговорю с тобой, чувствую себя каким-то мудаком?» - примерно так 10 лет назад завершил один из наших разговоров на повышенных тонах Вадим Дымов.
Я через час остыл. Подумал: как-то, похоже, не туда зарулил, если акционер от общения с гендиром такие эмоции испытывает. Извинился смской. Следующим утром был уволен.
С первого гендирства не давала покоя тема партнерства. То есть равноправия. Как так: к делу относишься как к своему, а для акционеров - «наемник»? Несправедливо же! Неполноценный какой-то гендир.
Позже это превратилось в идею фикс. Мечтал: вот стану одним из акционеров, и начнут меня уважать и слушать пуще прежнего, уже как партнера, а не как временно прислонившегося.
В конце концов получил партнерский статус в «Солнечных продуктах». Правда, с точки зрения влияния на процесс мало что изменилось. Влад слушать слушал, но делал по-своему. Я огорчился. И решил, что причина такой возмутительной несправедливости - в гомеопатическом размере моей доли. В нашем космическом партнерстве с Мишей уже настоял, чтобы пакет был «не ниже 20%», то есть как у людей взрослых и партнеров уважаемых. Михаил согласился. Вот, думал, счастье мне и привалило. Только и здесь все решения ключевые всё равно принимались большинством, то есть Мишей. А уж с инвесторами нашими и вовсе взаимопонимание было на уровне кошки с собакой в одной лодке случайно оказавшихся.
То есть вроде не наёмный уже и уволить меня никто не может, вроде на работу, когда хочу, прихожу и никому не отчитываюсь. А ни равноправия, ни удовлетворения. Какая-то сплошная хозяйская неполноценность.
В результате 16 лет блужданий вывел нехитрую мысль - акционерство не равно партнерство!
В акционерстве настолько сильна парадигма денег, что она становится доминирующей в определении внутренней этики отношений. У кого больше доля, у кого больше прав по соглашению, тот и босс. Слушать друг друга, отказываться от контроля, давать кому-то право вето - это всё иррационально и хлопотно. И всё здесь честно. Ничего личного. Хочешь хозяйских прав - накопи на паритет или будь контролирующим.
Спросите, а как в Эфко?
А здесь ни у кого контрольного пакета нет и никогда не было. Это первое условие нашего партнерского соглашения.
Объяснение очень простое - так реализован механизм защиты компании от заскоков одного человека, пусть даже самого умного. Но куда важнее другое - это механизм защиты психики самого акционера.
Английский барон Актон в 19-м веке написал: «Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно».
Так что, если вы наёмный сотрудник и вам никак не получается найти взаимопонимание с акционером или начальником, вдруг возомнившим себя пупом земли, вспомните Актона и выдохните. Представляете, как ему (ей) несладко? )))
А если вы сами акционер-предприниматель, не стесняйтесь ограничивать себя в корпоративных правах! Берегите свою психику!
Только сначала не забудьте найти партнеров, с которыми безопасно такие модели строить.)