Культурные коды. Продолжение.
За этот год я побывал в Руанде три раза. Написал несколько текстов.
Первое впечатление, которое сначала появилось на уровне ощущений позднее окрепло в однозначное — они наши родственники, пусть и очень дальние. А история страны за последние 30 лет — как будто приглашение подумать нас с вами.
…
Руанда. Далекая африканская страна, сравнение с которой кто-то посчитает предельно неуместным. Возможно, справедливо. Но почему-то всякое касание истории этой страны, трагедии, которую она пережила и итоговую точку, в которую пришла сегодня, волей неволей рисуют параллели с нами.
Несмотря на огромные отличия, у нас есть общее. Африканское «убунту» — это и есть эмпатия 2-го рода. Руанда тоже пережила гражданскую войну. И это тоже христианская культура.
Теперь представьте страну, которая 30 лет назад прекратила существование. 10% населения были вырезаны (геноцид хуту против тутси). Примерно половина народа участвовала в жесточайших преступлениях. После того, как была остановлена резня и восстановлен порядок они задали себе вопрос — что дальше? Как жить? Всех наказать — невозможно. Выжившим жить, как ни в чем не бывало — невозможно.
Пол Кагаме (сегодняшний президент) предложил немыслимое, после всего, что пережили тутси. Он сказал «мы, тутси, должны простить хуту, ради нас самих». Была проделана колоссальная внутренняя работа, сначала внутри тутси. Потом с теми хуту, кто был осужден и приговорен. И единственное, что сделало возможность даже просто заговорить о прощении — это Евангелие.
В 94м году столица Кигали была разрушена. Это была одна из самых бедных стран мира. Десять лет они по кусочкам и с нуля строили свое общество и учились жить по-новому. Без деления на хуту и тутси. И с начала 2000х в стране начался бурный рост. Сегодня Руанду называют африканской Швейцарией и Сингапуром. Это самая безопасная страна на континенте. Страна, где победили коррупцию. С невероятным патриотическим подъемом от мала до велика. От простых людей до элиты страны.
Руанда — это пример всем эмпатично-общинным культурам, что такое общество может процветать, быть современным, высокотехнологичным и продвинутым.
Мы, в отличие от Руанды, до сих пор живем в состоянии церковного раскола и с неоконченной гражданской войной. Старообрядцы все еще не простили Русскую Православную Церковь. Ленин все еще на Красной площади и ни у кого не поднимается рука его захоронить. А красные с белыми все еще продолжают «воевать», пусть и на словах. В комментариях на этом канале это случается сплошь и рядом и чуть ли не каждый день.
👉 Руанда
👉 Три истории
👉 Изабелла
👉 Убунту и эмпатия 2го рода