Лепесток про «государство» был незакончен. Исправляюсь.
Через отношения с властью в жизни русского человека во весь рост проявляется противоречивость и парадоксальность нашего культурного кода. Здесь совмещается несовместимое и уживается неуживаемое. С одной стороны — огромная дистанция власти («делайте там что хотите, меня только не трогайте»). С другой — способность предельно мобилизоваться и вставать на защиту и государства и власти, которая вчера еще была «вражиной» и «кровопийцами».
Силу и вызовы именно этого элемента в контексте управления бизнесом, как социальной системой формулировать сложнее всего. Но если все-таки предельно упростить, то получился такой «набор»:
Источники внутренней силы человека, которые формирует «отношения с властью»:
• Устойчивость системы управления
С одной стороны, выученные смутой и революцией уроки, что снос даже самой плохонькой системы — это всегда трагедия. С другой, русский человек до последнего будет оправдывать своего правителя (приписывая тому реальные и нереальные добродетели).
• Готовность много упорно работать под началом тех, кому верят.
• Естественность восприятия авторитарной модели управления (модель, которая обеспечивает выживание в кризис)
• Собор, как наиболее эффективная организационная модель управления (включающая жизненные силы людей внизу иерархии).
• Русская бизнес корпорация в международных отношениях не может быть «оторванной от государства» (как действуют западные глобальные ТНК, как наднациональные институты). Жизненную силу нашим социальным системам добавляет их привязка к конкретной территории и государству.
• Решение значимых для государства задач (оборона, космос, продбез, образование и тд) добавляет жизненных сил коллективам («жила бы страна родная и нету других забот»)
Вызовы социального конструктора:
• Безынициативность и смирение перед самодурством. Начальству виднее. Ждем приказа.
• Сваливание в авторитарную модель вне кризиса. А значит блокировка свободы творчества в периоды, когда необходимо развиваться.
• Дистанция власти и самовыключение из гражданских институтов. «Моя хата с краю». Пусть кто-то сделает, а я попользуюсь.
• Неадекватность и иррациональность поведения, если открывается «меня здесь просто используют?» («царь-то не настоящий), заканчиваются лимиты терпения и человек начинает «бунтовать», теряя адекватность.
• Одиночество руководителя (группы лидеров), это цена, которую должен быть готов платить руководитель. Что бы он не делал для своего коллектива он всегда будет «барином». Который с барского плеча «крохами делится».
• Иррациональность требования «успешности». Правитель (руководитель) должен быть успешен по признаку завоевания новых земель (новых рынков) или сверхпрорывов (первые в космосе). Неуспешный правитель, какие бы социальные блага не давал людям, за правителя считаться не будет.