Сегодня в церкви русской вспоминают святого, который не по имени, но по духу, возможно самый известный русский святой в мире.
Если вы далеки от Православия, то наверняка читали Братьев Карамазовых. Где-то слышал, что русский не может называть себя русским, не прочитав эту книгу, потому что она - энциклопедия русской жизни, описывающая в четырех представителях одной семьи весь диапазон, который вмещает наш культурный код - от мерзости невыносимой до святости преображающей.
Так вот в «Карамазовых» для меня главный отрывок - «Русский инок». В нём описан образ идеального человека. Такой ориентир на все времена. А списан старец Зосима со святого, современником которого и был Федор Михалыч, насельника Оптиной пустыни, монаха Амвросия.
А еще в этом отрывке есть слова, которые в меня попали 30 лет назад и до сих пор кажутся главными строчками всей русской литературы:
«Матушка, кровинушка ты моя, говорит (стал он такие любезные слова тогда говорить, неожиданные), кровинушка ты моя милая, радостная, знай, что ВОИСТИНУ ВСЯКИЙ ПРЕД ВСЕМИ ЗА ВСЕХ И ЗА ВСЕ ВИНОВАТ. Не знаю я, как истолковать тебе это, но чувствую, что это так до мучения. И как это мы жили, сердились и ничего не знали тогда?»
Иногда кажется, что слова эти как будто ключ, открывающий тайные двери. Что в отношениях с близкими, что с дальними, что в поиске своего места в обществе. И конечно жизни не хватит, чтобы эту идею осмыслить и сердцем принять. Судить направо налево и виноватых в своих бедствиях назначать, оно как то и проще и понятнее.
Преподобне отче Амвросие, помоли там Бога о нас.
С воскресным вас днём!
А здесь можно «Русского инока» перечитать.
Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы. Текст произведения. Часть вторая. Книга шестая. Русский инок