Зашел тут у нас разговор, какое слово сердцу ближе, «любимый» или «родной»… И захотелось написать #письмодетям. Про Родню. Потому как у меня вот без вариантов.
Уехав из деревни в Академгородок, чуть ли не первым отличительным признаком, который разглядел в типичном жителе города было количество близких родственников. У городских, по крайней мере тех, с кем свела жизнь в университете, они заканчивались на собственной семье. Это так отличалось от того, к чему привык.
В моей жизни все было по-другому. Двоюродные братья и сестры, а их 14, они как родные. Буквально! Мама, старшая из шести детей. Папа старший из трех братьев. Бабушки и дедушки живут в одной деревне. Двадцать человек, не считая жен и мужей! И это самые самые близкие! А есть еще троюродные, которые почти такие же родные, просто чуть дальше. Потому что мои папа с мамой их родителям, такие же как я своим двоюродным.
И с самого детства эта огромная живая масса людей, для которых ты правнук, внук, племянник или брат - твоя РОДНЯ. Которая и «кровинушка», и часть тебя.
Думаю первое взрослое, чему в жизни научился - это не пускать в себя обиды и дрязги родни. Когда есть какая-нибудь застарелая рана, которая одной моей тете не даёт примириться с другой тетей и у каждой своя правда. Но я еще детским умом научился себе сказать - «а все-равно обеих одинаково люблю. И ни на чью сторону становиться не буду.»
Мы Ивановы. По маминой линии - Линейцевы и Грешиловы. По папиной маме - Кривошеевы. Это самый близкий круг. А есть еще Быковы, Яковлевы, Пневы, Рубцовы и Кондратьевы.
Когда приезжали в гости в соседний Хоринск, надо было за два дня успеть 10 домов объехать. Потому что кого пропустишь, того обидишь. «Таня с Колей были? А к нам не заехали». Так нельзя. Не по-человечески, говорила мама. И мы из дома в дом, из-за стола за стол. От тети Нины, к тете Ане. А если у Грешиловых только чай, то даже не вздумай. И неважно, что это уже третий обед за день.
Силу Родни я испытал в июне 92-го. Надо уезжать в физматшколу. Денег нет ни у кого. Родители переживают жутко. Мой день рождения решили совместить с проводинами. В деревне проводы в армию - это святое. Вот меня, как будто в армию и решили провожать.
Встретиться договорились на речке - по центру от двух райцентров и Иннокентьевки, откуда наш род и вышел.
50 человек Родни. Все живут трудно. У всех лютое безденежье. И вот… дядья и тети родные, дядья двоюродные, деды и бабушки двоюродные, забивают скотину (кто корову, кто свинью), продают и приезжают к этой речке с конвертами.
Для Родни так важно было, что Танин и Колин Сережа в Новосибирск едет.
Что их родной Сережа уезжает куда-то далеко далеко и ему обязательно надо помочь.
Я на те собранные родней деньги весь год жил.
Бывает, на словах родня, а на делах… Но настоящая родня, она всегда такая, как из моей истории. На этом русский человек ведь и держится.
А та речка, как память о силе Родни мне не раз потом помогала. Тройка по математике на выпускных в ФМШ и не попадаю автоматом на эконом. Отказываюсь от ФЕНа, физфака, ГГФ и подаю на общих основаниях на эконом, про который родне все уши прожужжал.
Получаю тройку на первом письменном. Звоню папе, чтобы подавал в БГУ. Вспоминаю родню, думаю, да как в глаза всем посмотрю, и выгрызаю две пятерки для проходного.
Потом КВН. Вся родня, понятное дело, у телевизоров наши игры проводила. Потому что «нашего Сережу смотрим».
Потом карьера. И деда Гриша на ухо «ну… скажи…. зарабатываш то хорошо?». Хорошо, дя Гриш. «Ну.. тыш 40 плотють?». Плотють, дя Гриш. А самому стыдно назвать сумму директорской зарплаты, которая в деда Гришу точно не войдет.
С тех пор столько лет прошло. Дядья мои стали дедами.
Любимого брата двоюродного успел похоронить. Из дедов с бабушками только деда Ваня остался. Встречаемся в основном на похоронах…
Но за 6 тыс. км я силу своей Родни чувствую так, что словами не расскажу. А те, кто ушли, они как Ангелы Хранители где-то рядом всегда.
Так что ну какое там «любимые». Конечно «родные». Потому что РОДНЯ - это святое.
А вы роднитесь со своими?
Троюродных братьев и сестер знаете?