Чем отличалась жизнь русского крестьянина тысячу лет назад от жизни крестьянина, например, греческого? В плодородном и мягком климате средиземноморья достаточно было «воткнуть палку» в землю и собирать хороший урожай. Для наших предков резко континентальный климат евразийской лесостепи с коротким летом и длинной зимой переводил сельское хозяйство в тяжелейший труд, с которым в одиночку справиться было невозможно. Выживали только общиной.
Главное свойство психики человека, которое позволяет жить в общине — это «всемирная отзывчивость» (по Достоевскому) или способность искать гармонию и согласие с другими. Внутри компании мы это свойство психики называем «эмпатией 2-го рода». Именно она формирует внутреннюю предрасположенность к сопереживанию, сочувствию, состраданию и соучастию.
Если эмпатия 1-го рода — это способность чувствовать эмоции другого человека и уметь от них защищаться, то эмпатия 2-го рода — это свойство психики, которое чужие эмоции бессознательно переживает как свои собственные. Боль другого человека — как своя боль. Радость — как своя радость. Сам уклад жизни общины формировал человека, сердце которого было настроено на постоянный поиск гармонии с окружающими, потому что выжить можно было только совместно и сообща.
Источники внутренней силы, которые формирует эмпатия 2-го рода:
• Источник жизненной энергии, как следствие ответственности не только за себя (смотреть «Сущность мотивации»);
• Предрасположенность к образному мышлению;
• Формирование сложных нейронных ансамблей;
• Предрасположенность к развитию способности видеть «нерв событий».
Вызовы социального конструктора:
• Без специальных знаний в области социального инжиниринга нельзя быстро двигать такого человека в карьере (тем более — затыкать дефицит кадров по масштабным проектам)
Такой человек новый статус чувствует через усложнение нейронных сетей и необходимость адаптации к новым масштабам и глубине предметных знаний. Если не научить его блокировать свои чувства, он себя изведет переживаниями, что «не достоин» и ничего не знает.
Человеку без эмпатии 2го рода сказали «руководи страной», и он радостно побежит. Для эмпата 2-го рода легитимность власти — это способность самостоятельно строить целостную модель, которая позволяет моделировать реакции на различные (в первую очередь негативные) сценарии. Эмпату 2-го рода без подготовки согласиться на масштабную задачу равносильно тому, что себя потерять. «Казаться» или изображать он не может физиологически, а для «быть» недостаточно компетенций. Поэтому если специально его не подготовить, то запускается модель разрушения и деградации — «Я никто. Залез в чужое кресло».
Эмпатичных 2-го рода для стартовых позиции безрисково можно рассматривать при руководстве в мало конфликтных моделях со внешней средой — бригадир на лесоповале, бригадир в селе и тд.
Еще один вызов для эмпатичного – все, кто разрушают социальную систему — его экзистенциальные враги. То есть человек без эмпатии — бессознательно воспринимается как враг. Поэтому эмпатичному человеку нужна специальная подготовка, чтобы научиться к «не таким» относится по христиански.
• Эмпатия 2-го рода формирует сверх нагрузку на психику, как следствие — возможные психопатические реакции или пьянство.
• У таких людей доминирует метапрограмма избегания.
• Эмпатия отключает амбиции. То, на что обратил внимание Бисмарк «Россия опасна мизерностью своих потребностей». Такой человек привык довольствоваться малым — потому что тепло от человеческих отношений для него ценнее удовольствия от материальных благ.
• Такой человек проигрывает в символьном мышлении. Думать про что-то масштабное, оторванное от его бытовых забот — непривычно и трудно, поэтому не воспринимает он ничего про государство, геополитику и тд.
Тексты в раскрытие темы опубликованные ранее:
👉 Слезы
👉 Старики
👉 Свадьба и похороны в деревне
👉 Родня
👉 Единодушие
👉 «О чем подумает сосед Василий»